СТАТЬИ

Истинное присутствие в еде.

Этот адаптированный отрывок был взят из эссе профессора Дина Кертина под названием Истинное присутствие в еде» (Authentic Presence to Food).

Ощущение еды мимолетно. Однако его скоротечность и условность не только не преуменьшают, а скорее, подчеркивают значимость еды, а ограниченность момента составляет его суть. Чтобы насладиться свежей малиной, нужно знать, когда ее сорвать, быть готовым воспринять и прочувствовать се вкус и текстуру в момент, когда мы ее пробуем. Необходимо полностью посвятить себя процессу. Если что-то отвлекает или мы заняты чем-то другим, то не сможем оценить всю полноту момента. А потому мы застываем у витрин японских ресторанов, в которых разложена бутафорская еда: пусть на вид она идеальна, но в ней нет самого главного свойства настоящей еды - она никогда не испортится.
Эти наблюдения подводят к мысли о подлинных принципах восприятия еды. Если мы хотим понять се истинный, а не абстрактный вкус, то должны удостовериться, что наши отношения с едой не подкреплены никакими предрассудками, делающими эту идею возможной. Мы должны быть готовы вовремя уловить момент, полностью ему поддаться и научиться ценить все это здесь и сейчас.
Японский философ Догэн был глубоко увлечен темой еды в контексте иден личности и ценностей. Чтобы учиться в лучших буддийских монастырях, он в 1223 году отправился в Китай В одном из храмов он встретил повара, который укорил его дамисьо том, что прогаций, вдали от обаяной жизни. Он утверждал, что путь к самопознанию можно также найти через осознанное отношение к простым вещам, таким как еда. Когда Догон вер-дулся в Японию, он увидел, что в буддийских храмах никто не понимает взаимосвязи между едой и просветлением. Он быстро внедрил идею о том, уто тензо - повар при храме - должен стать одним из самых важных лиц после настоятеля.
Догэн предложил способ, который помог бы начать задумываться о подлинном присутствии в еде. Он написал Fushuku-hampo («Положе-ние о времени приема пищи») свод правил, помогающий монахам осознать свое истинное отношение к еде, открывая его цитатой из су-тры «Поучения Вималакирти»: «Когда человек отождествляет себя с тем, что ест, он отождествляет себя с целой Вселенной; когда он един с целой Вселенной, он един с едой, которую ест».
Для Догона отношения между человеком и едой предполагают участие. Он считал, это возможно, если сосредоточить внимание на происходящем. Догэн предлагает отказаться от всеобщей привычки быстрого поглощения и вместо этого нанедмить свос восприятие настолько, чтобы прочувствовать момент единения с самой едой.
При замедлении потока мыслей во время приема пищи мы осознаем, насколько все в жизни бренно и относительно. Человек и еда, которую он вкушает, сливаются в неповторимом моменте.
Когда Доган говорит о пребывании с рисом, который он ест, он не рассматривает этот опыт с точки зрения эстетики, морали или любой другой категории. Он не говорит: «Наслаждайтесь снежной белизной риса» или «Осознайте свой долг перед пищей». Такого рода познание, пусть порой и необходимое, лишь подчеркивает обособленность, которая строго порицается, потому как взаимосвязь ускользает. Согласно Догэну, «я» и «другие», «человек» и «еда» строятся как абсолютные категории лишь в ретроспективе опыта и его осмыслении. В самом моменте их не существует.
Вместо того чтобы критиковать, он говорит:
«Полностью посвятите себя моменту. Просто ешьте рис!» Так же как Ким Чернин [американская писательница] позволяет себе наслаждаться сдой и тем самым познавать себя, так и Доган говорит о познании в момент принятия пищи.
Осознанный процесс может преобразить вас и привести к новому пониманию эстетики, онтологии и этики.